Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 22.01 76.69 0.2495
EUR 22.01 86.91 0.0839
Архив номеров

Бизнес обратился к властям с просьбой о снижении налоговой нагрузки

13:10 26.11.2015

Быть или не быть

-Татьяна Серафимовна, ДСП под­готовил свои предложения властям края и Барнаула по корректировке фискальной нагрузки на бизнес. По­чему возникла такая необходимость?

-Оговорюсь сразу, что речь пой­дет только о микробизнесе, кото­рый работает в основном на спец­режимах - упрощенной системе налогообложения (УСН), едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системе. Начиная с 2011 года налоговая нагрузка на­столько выросла, что услуги поч­ти полностью выдавлены в тень, а мелкое производство и торговля находятся в процессе разорения. Кризис еще более усугубляет ситу­ацию, особенно в периферийных северных (а значит, затратных) территориях, каким является иАлтайский край и если мы рань­ше говорили, что бизнес не может развиваться, а обречен только вы­живать, то теперь речь о развитии уже не идет, вопрос стоит просто - быть или не быть.

-Какие именно факторы ухудша­ют положение малого бизнеса в Ал­тайском крае?

-Факторы налицо, и не видеть их может только слепой: общее сни­жение покупательского спроса, от­сутствие возможности пополнения оборотных средств из-за высоких кредитных ставок, снижение до­ходности в связи с опережающим ростом цен на поставляемые товары и оборудование, рост коммуналь­ных и транспортных расходов, вве­дение новых налогов на землю и имущество, увеличение ставок по ЕНВД и пр.

Теперь очень много может сде­лать местная власть, а именно прак­тически решить тот самый вопрос: быть или не быть. И единственное, чего она сейчас не может, — это пе­рекладывать ответственность на федеральное законодательство, по­тому что со стороны федеральной власти наконец сделан верный шаг: предоставлено право регионам и муниципалитетам корректировать ставки налогов по спецрежимам исходя из особенностей местных условий. В соответствии с 232-м за­коном, принятым в июле этого года, краевая власть имеет право умень­шить ставки по УСН с объектом на­логообложения «доходы» с 6% до 0%, а муниципалитеты - ставку ЕНВД с 15% до 7,5%.

 

Бюджет может потерять 700 млн.

-Каким образом вы выстроили работу по взаимодействию с властя­ми города и края?

-Запросив данные УФНС при помощи краевого управления по поддержке предпринимательства, мы произвели анализ и расчеты по­терь бюджета. Подтвердились пред­положения, что те, кто работает на упрощенной системе с объектом налогообложения «доходы за мину­сом расходов» по ставке 15%, факти­чески уплачивают минимальный налог с оборота, равный 1% (в 2013 году - 1,01%, в 2014 - 1,05%). При постоянном росте затрат и сниже­нии доходности такая система абсо­лютно оправданна, но она довольно хлопотна, так как требует ведения учета, который не исключает бух­галтерских ошибок и последующей ответственности.

Работать на ставке 6%с дохода ме­нее выгодно, но эта система легка и прозрачна, и предприниматель готов платить более высокий налог за то, чтобы работать спокойно. Однако, когда встанет вопрос сохране­ния бизнеса, предприниматель вы­нужден будет уходить на 15%-ную систему. И если произойдет пере­ток даже 50% бизнеса, то краевой бюджет, по нашим расчетам, может потерять 700 млн. рублей. В связи с этим совершенно разумным будет повысить привлекательность 6%-ной системы, понизив размер нало­говой ставки до 3%. При этом поте­ри краевого бюджета будут меньше и составят всего 400 млн., их будет легче компенсировать.

Теперь что касается ЕНВД. Барна­ул в 2014 году поднял коэффициент К-2 на 15%. Инициаторам повыше­ния казалось, что увеличение незна­чительное, однако в процессе расче­тов рост общей налоговой нагрузки составил 25%, а с 2015 года - более 30%. С 2016 года коэффициент-деф­лятор повысится на 15,9%, что в оче­редной раз увеличит сумму ЕНВД. В среднем в 2016 году для работа­ющих на ЕНВД сумма налогов уве­личится на 16,3% к 2015 году и, на­пример, для магазинчиков 50 кв. м составит в месяц около 640 рублей на один кв. метр. Это почти равно стоимости аренды. Напоминаю, что расчет «вмененки» производится с физического показателя, который невозможно скорректировать в сто­рону уменьшения, поэтому одно­временно с падением оборотов и доходности происходит увеличение налоговой нагрузки. Это противо­речит всем законам экономики и в целом здравому смыслу. В свою очередь увеличение МРОТ на 20,7% увеличит фиксированную сумму страховых взносов с 22,2 тыс. до 26,8 тыс. рублей, а максимальный пла­теж в Пенсионный фонд с 148,8 тыс. до 179,6 тыс. рублей. Это уже систе­ма не налогообложения, а продразверстки, которая исторически была признана несостоятельной.

-Есть мнение, что с ростом ЕНВД бизнесу проще будет перейти на УСН. Вы согласны с этим?

-Во-первых, работа на УСН пред­полагает использование кассовых аппаратов, что крайне затратно для микробизнеса и влечет проверки кас­совой дисциплины. Во-вторых, ра­бота на 15% предполагает сложный, довольно бессистемный учет, что чревато нарушениями и ответствен­ностью за них, а 6% с оборота, напри­мер, в торговле платить невозможно, так как входные цены выше нацен­ки и затратная часть очень высока. В-третьих, от 40% до 70% розничного оборота оплачивается с использова­нием платежных карт, и при этом банки берут 2,5% с выручки.

-То есть банки обеспечивают вам дополнительную нагрузку?

-Дополнительную и, на мой взгляд, нечестную. Честно было в советское время: если деньги ор­ганизации лежат на счете, на них автоматически ежедневно начис­лялся процент за пользование де­нежными средствами. Это так же, как с депозитами. А сейчас: деньги находятся в банке, не изымая их оттуда, предприятия перечисля­ют зарплаты на платежные карты. Люди, не получая наличных денег, рассчитываются за товары и услуги картами, за что банк, зачисляя вы­ручку на счет предприятия, берет 2,5%. Предприниматель, владелец этого счета, перечисляя любую сум­му уже на свою платежную карту, за­регистрированную в том же банке, платит с суммы еще 1%, а деньги по-прежнему остаются в банке. Потом он по карте оплачивает покупку у другого предпринимателя, с того тоже берут 2,5%, и круговорот повто­ряется. При этом кредиты бизнесу выдают под громадные проценты. А можно и вообще не выдавать: за­чем рисковать деньгами, когда мож­но зарабатывать на операционных оборотах, придумывая, сколько про­центов можно снять за очередное нажатие кнопки.

 

Бесполезное совершенство

-Как вы относитесь к патентной системе налогообложения, которую краевые власти в этом году совершен­ствовали уже дважды?

-Нет предела совершенству, осо­бенно бесполезному. Федеральный закон настолько противоречив, что под него невозможно подвести цель, которую ставит краевая власть, - вывод из тени мелких доходов граж­дан. Во-первых, никто не хочет ре­гистрироваться предпринимателем по совершенно естественным при­чинам. С одной стороны, колка дров, услуги няни, репетитора и пр. – это не есть предпринимательство. А с другой, статус ИП - это обязательства, отчетность и ответственность, которые не нужны обычному граж­данину, даже абсолютно честному, даже потому что ему никто не мешает заплатить 13% с дохода по договору, и к вперед, а после осуществления деятельности. Особо честные могут приравнять эту сумму к стоимости патента, не обременяя себя никакой регистрацией.

Во-вторых, уже в следующем году стоимость патентов повысится на 16% из-за коэффициента-дефлятора. Страховые взносы, как я уже сказала, тоже возрастут. Зачастую

они оказываются больше суммы патента, из которой не могут вычитаться, как при работе на ЕНВД. А разговоры о повышении пенсионного возраста и очередной реформе не побуждают граждан торопиться  с накоплением пенсионных отчислений. Взносы на социальное страхование, которые обязан отчислять предприниматель, не дают ему право оплаты больничного. Тогда зачем их платить?

В-третьих, принимая на работу наемного работника, платить за него дополнительный налог, помимо страховых взносов, - это очередной демотивирующий фактор. Тем не менее я не исключаю, что в ближайшее время произойдет рост числа предпринимателей, которые приобретут патент, но это будут не «теневики», а арендодатели и бывшие ЕНВДшники. Возможно также оформление наемных работников как держателей патента, так как страховые взносы ИП в целом все же ниже, чем отчисления с фон­да оплаты труда. Хотя некоторые некомпетентные граждане могут поддаться агитации в пользу па­тентной системы и рискуют «нале­теть» на штрафы и пени. Например, за несвоевременную отчетность в ПФР в 2016 году придется заплатить 179,6 тыс. рублей.

Таким образом, очевидно, что патент придуман не для тех, кого мы называем самозанятыми, осо­бенно если вспомнить, что годовой оборот, разрешенный на патенте, составляет 120 млн. рублей. Вот те, кто получает такие обороты, и заре­гистрируются, и страховые взносы заплатят, а наемных работников оформят в другой фирме. Не понят­но только, почему так много усилий прилагается к совершенствованию патентной системы, если система ЕНВД намного умнее и отчисления от нее идут также в местные бюдже­ты. Нужно только сделать разумны­ми ставки, и те граждане, которые хотят вести бизнес, будут работать на этой системе.

-Удалось ли предприниматель­скому сообществу достичь взаимопо­нимания с представителями власти?

-Пока не удалось. Причина в том, что представители власти отвечают не за сохранение малого бизнеса, а за исполнение бюджета. Особен­но крепко за существующие став­ки держатся муниципалитеты, не предпринимая при этом анализа сложившейся ситуации и наметившихся тенденции, не желая видеть за арифметическими действиями экономических процессов. Един­ственное, на что они готовы, это на борьбу с мелким теневым пред­принимательством, и требуют для этого расширения полномочий для административных и правоохра­нительных органов. Но ведь все это уже проходили, а в результате ма­лый бизнес только сжимался.

Хотя надежда на подвижки все-таки есть. На краевой межведом­ственной комиссии в октябре этого года состоялся толковый неравно­душный разговор, и первый вице-губернатор Сергей Локтев поручил подразделениям краевой админи­страции проработать наши пред­ложения по снижению налоговой ставки с 6% до 3% и найти возмож­ность компенсировать выпадающие доходы. Краевое Законодательное собрание готово поддержать наше предложение по снижению ставок страховых взносов с 30% до 14% и выйти с этой инициативой на феде­ральный уровень. А вот мэрия Бар­наула на наше письмо ответила не­согласием снижения ставок ЕНВД.

Предпринимательское сообще­ство не готово отступать от своих предложений. Мы уверены, что вла­сти необходимо направить усилия на поиски дополнительных источ­ников дохода, которыми можно ком­пенсировать потери от понижения ставок. В любом случае именно вла­сти предстоит сделать выбор: разви­тие цивилизованного предприни­мательства или вечный бой стенью.

Елена Маслова.

lenaf@altapress.ru

Источник: газета "Свободный курс" № 46 за 18 ноября 2015 г.

Фото: www.yandex.ru

2452

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom