Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 24.10 70.86 0
EUR 24.10 82.50 0
Архив номеров

Руководитель «Мясного союза Алтая» рассказал о текущей ситуации в своей отрасли

2015-11-17

-Иван Фомич, как вы оцениваете нынешнее со­стояние алтайской мясопереработки и стоит ли в этом случае говорить о процессе импортозамещения?

-Для мясной отрасли Алтайского края одним из самых сложных был2014 год. В нынешнем году нега­тивные тенденции продол­жились. Главная причина кроется в падающем спро­се на готовую продукцию, в частности на колбасу. По данным Россгата, в январе-сентябре 2015 года объем производства колбасных изделий в России снизился примерно на 1%, а в Алтай­ском крае - на 14,2%. По ре­зультатам опросов наших предприятий, снижение спроса гораздо значитель­нее, чем представляют ор­ганы статистики. В сред­нем по стране за год этот показатель может соста­вить до 15%.

При этом цена на сырье увеличивается. Так, с де­кабря 2014 года говядина в Алтайском крае подорожа­ла на 17,6%, свинина - на 1 % Ситуация по мясу птицы несколько иная. Здесь цены держатся на уровне января 2015 года.

В августе нынешнего года произошел очередной скачок курса иностранных валют, который негативно сказался на положении в отрасли. В частности, за­фиксирован рост цен на все вспомогательные ма­териалы, которые прихо­дится закупать за рубежом.

По оценкам Нацио­нального союза мясопереработчиков, маржи­нальность предприятий отрасли по году снизится на 8-10%. Что же касается самого производства, то, по прогнозам, на каждого жителя Алтайского края местные предприятия смогут произвести лишь 65 килограммов продук­ции в пересчете на мясо, в 2014 году этот показатель был 73 килограмма.

Отмечу, что дело не в плохой работе мясопереработчиков или сельхоз­предприятий, поставля­ющих сырье, а в том, что покупательная способ­ность населения суще­ственно снизилась.

-Какие вы видите реше­ния данных проблем?

-Сейчас всеми правда­ми и неправдами местные предприятия ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Практически решен вопрос о бесконтрольном вывозе мясного сырья в Казахстан. В начале года по этому поводу нам приходилось даже обращаться в регио­нальную антикризисную комиссию. Все прекрасно понимают, что данный процесс является нор­мальным рыночным про­цессом, однако повлиять на него все-таки удалось с помощью контролиру­ющих органов. Все подве­домственные структуры, в том числе Россельхознадзор, Управление ветери­нарии Алтайского края, смогли взять этот вопрос на контроль. Благодаря усилению контроля прак­тически каждую неделю на территории края стали фиксировать случаи пере­воза животных или мяса без сопроводительных до­кументов. Это стало сдер­живающим фактором, и в течение последних трех-четырех месяцев в Алтай­ском крае стабилизирова­лось цена на сырье.

Что касается свинины, то здесь большой вклад делают крупные предпри­ятия, такие как «Альтаир-Агро», «Алтаймясопром», «Антипинское». Сейчас во­прос стоит о дополнитель­ном кредитном финанси­ровании этих проектов. Для выхода на полную мощность «Альтаиру-Агро» и «Алтаймясопрому» требуется порядка 3 млрд. рублей кредитных ресур­сов. Возможности предо­ставления займов сейчас прорабатываются.

Свое поголовье сви­ней имеют также личные и крестьянско-фермерские хозяйства. Однако из-за бу­шующей на юге России аф­риканской чумы свиней в программу развития сви­новодства этот сектор не был включен. Но и здесь есть определенное разви­тие. При этом надо учесть, что свинина с подворья не всегда соответствует требованиям переработчиков. В этом плане необходимо продолжать развиваться.

По мясу птицы потреб­ность края полностью за­крыта. Успешно работает «Алтайский бройлер», на новый уровень выходит утиная ферма «Чикен-дак». В ближайшие годы это предприятие плани­рует реализовать масштаб­ный инвестиционный проект. Сейчас торговый дом «Алтайская утка» уже прорабатывает варианты сотрудничества с крупны­ми торговыми сетями.

Надо сказать, что мясопереработчики Алтай­ского края после введения продовольственного эм­барго оказались в более выигрышном положении, нежели предприятия ев­ропейской части страны. Большинство комбинатов там работали на импортом сырье, а мы—на собствен­ном. Это серьезный плюс.

 

Упор на эконом

-Как вы оцениваете тех­ническое состояние мест­ных мясоперерабатываю­щих предприятий? Готовы ли они к увеличению про­изводства?

-На сегодняшний день максимальная загружен­ность мощностей состав­ляет порядка 50%. Это значит, что на имеющем­ся оборудовании алтай­ские переработчики мо­гут увечить производство в два раза. Самые высокие показатели достигались в 2012 году, когда выпуск колбасной и мясной про­дукции превысил пока­затели советских времен.

Даже в нынешней непростой ситуации предприятия продолжают модернизацию. Надо при­знать, не всем она дается легко. Современным заво­дам в этом отношении про­ще. А вот предприятиям, построенным 50-70 лет назад, вместе с заменой оборудования приходит­ся практически полностью перестраивать заводские корпуса. Инженерным службам приходится все это просчитывать.

Но опять же, повто­рюсь, даже на имеющем­ся сейчас оборудовании мясопереработчики в состоянии существенно увеличить производство. Главным вопросом в этом плане является стоимость сырья и покупательская активность населения.

-Какие наиболее пер­спективные направления в мясопереработке вы видите?

-На сегодняшний день это выпуск продук­ции под спрос. Речь идет о мясных полуфабрикатах и более дешевых колба­сах. Как может поменять­ся ситуация в дальней­шем, предугадать сложно.

 

На своем прилавке

-Иван Фомич, когда только в России начался процесс импортозамещения, говорилось, что торговые сети станут более лояльны­ми к отечественным това­ропроизводителям. Что-то изменилось в этом плане?

-Больших изменений я отметить не могу. Но есть другая тенденция: алтай­ские мясоперерабатыва­ющие предприятия все активнее открывают соб­ственные магазины. В этом плане хорошо рабо­тает «Альтаир-Агро». По сути, компания уже вы­строила полноценную производственную цепочку от поля до прилавка. Есть свои посевные площади, свой комбикормовый за­вод, свиноводческий ком­плекс, перерабатывающий цех и сеть торговых точек.

Сейчас речь уже идет о создании определен­ной торговой кооперации, чтобы в мясных магазинах продавалась другая про­дукция алтайских произво­дителей, например сыры, молоко, рыба. В этом плане удачно работает бийское предприятие «Пятачок»: в его магазинах можно ку­пить и мясную, и рыбную продукцию данной фирмы.

В формате шаговой доступности во многих районах краевой столицы есть киоски «Барнаульско­го мясоперерабатывающе­го комбината». Думаю, что подобный формат полу­чит развитие и у других производителей.

-Расширились ли в по­следнее время рынки сбы­та алтайской мясной про­дукции?

-За пределы границ России наша продукция далеко не уходит. Самые ближайшие поставки осу­ществляются в Казахстан. С этой страной работает и «Алтайский бройлер», и «Альтаир-Агро», и «Алтай­ская утка». Утиное мясо так­же представлено в Москве и Московской области, Ека­теринбурге, Челябинске, Чите, Иркутске, Хабаровске.

Пробные поставки сво­ей продукции в Москву недавно осуществил «Руб­цовский мясоперерабаты­вающий завод». Отправка осуществлялась воздуш­ным транспортом. Если эксперимент окажется удачным, его можно тира­жировать и другим пред­приятиям края.

Отдельно хочется ска­зать еще об одном важном аспекте - это госзакупки. Самый главный критерий в данном случае - цена, а качество может быть на втором, а может - на по­следнем месте. Очевидно, что каждое предприятие хочет иметь прибыль. И получается, чтобы поста­вить дешевую продукцию по госзаказу, приходит­ся вместо мясных ингре­диентов добавлять заме­нители. А эта продукция идет в больницы, детские сады, школы. Данный во­прос не единожды подни­мался на уровне Алтай­ского края. Однако пока решение не будет принято на уровне федерации, ни­чего не изменится.

Анна Недобиткова.

kp_delo@altapress.ru

Источник: газета "Свободный курс" №45 от 11 ноября 2015 г.

Фото: www.yandex.ru

1735

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom